ПАБЛИК ТЕХНОПАРКА "КВАНТОРИУМ" СЫКТЫВКАР

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НОВОСТИ

13 мая в Сыктывкаре прошло масштабное событие — V Республиканская конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие». Мероприятие собрало 800 участников офлайн и онлайн. Среди них руководители образовательных организаций, педагоги, психологи, родители детей с особенными образовательными потребностями, представители общественных и некоммерческих организаций.


Конференция проходит уже в пятый раз с целью открытого профессионально-педагогического обсуждения актуального состояния инклюзивного образования, выявления и распространения социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзивного образования, а также деятельности тьюторов/ассистентов в системе инклюзивного образования.


Организаторы конференции - Правительство Республики Коми, Коми республиканская организация Всероссийского общества инвалидов, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.


Открытие конференции состоялось на базе детского технопарка «Кванториум». Участников мероприятия своим выступлением приветствовали артисты инклюзивного театра «Радость моя» Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

От имени Главы Республики Коми Владимира Уйба и Правительства региона участников события поприветствовала заместитель Председателя Правительства региона Лариса Карачева. Она пожелала продуктивной работы, поиска новых теоретических и практических решений, выработки предложений для взаимодействия органов власти, профессиональной и родительской общественности.


- Инклюзивному образованию в Республике Коми уделяется все больше внимания. Совершенствуются методики преподавания, приобретается специальное оборудование, расширяются возможности профессионального, в том числе дистанционного образования. Такие конференции, как сегодняшняя, позволяют не только увидеть развитие, но и понять, какие существуют проблемы и вести заинтересованный диалог о путях их решения, - отметила Л.Карачева.


Министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова, открывая конференцию, подчеркнула, что работа всех ее участников позволит обменяться опытом в таком важнейшем вопросе как создание условий для получения образования людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного, завершая профессиональным.


Председатель Коми республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Колпащикова отметила, что конференция проводилась единожды самостоятельно, и вот уже 4 года мероприятие проходит в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Коми.

- Я хочу выразить огромные слова благодарности, в первую очередь, Вам, Наталья Владимировна, потому что все то, что было задумано нами в начале года, то, что было спланировано, мы все сделали и это, несомненно, радует.


После официального открытия конференции началось пленарное заседание, в рамках которого участники рассказали о проделанной работе, о трудностях и достижениях. В ходе выступления Наталья Якимова отметила, что на особом контроле министерства образования Коми стоит создание инклюзивной образовательной среды на всех уровнях получения образования, а также комплексная поддержка детей с индивидуальными образовательными потребностями.

- В 2020-2021 учебном году в общеобразовательных учреждениях Коми обучаются 3266 детей с ограниченными возможностями здоровья, в профессиональных организациях — 346 человек. Дошкольные образовательные учреждения посещают свыше двух тысяч детей, почти пять тысяч детей охвачены программами дополнительного образования, - сообщила Н. Якимова.


Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и педагогов в Коми проводятся республиканские мероприятия, такие как: региональный этап Национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс», конкурс детского творчества «Рождественские фантазии», спортивный праздник «За доброй надеждой» и другие. Кроме того, министр рассказала о реализации государственной программы «Доступная среда» в образовательной отрасли. Программа направлена на создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Руководитель образовательного ведомства региона также сообщила, что в муниципальных образованиях организована работа по созданию муниципальных реестров потребностей детей-инвалидов. Кроме того, в июне 2021 года министерством запланировано проведение комплексного мониторинга по выявлению нуждаемости детей-инвалидов в предоставлении тех или иных услуг специалистами образовательных организаций, технических средств реабилитации и средств обучения.

- В целях защиты прав детей, в том числе детей-инвалидов, министерством разработан проект распоряжения Правительства Республики Коми «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия Детства в Республике Коми на период до 2027 года». Мероприятия плана обеспечивают межведомственный комплексный подход, направленный на обеспечение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и включают участие представителей всех министерств и ведомств в обеспечении государственных гарантий детей на образование, медицинскую и социальную помощь, - подчеркнула министр.


Подводя итог выступлению на пленарном заседании, Наталья Якимова обозначила, что для формирования качественного инклюзивного образования в Коми необходимо, в первую очередь, сконцентрировать усилия образования, социальной защиты, здравоохранения и органов местного самоуправления. Только сообща можно развить имеющиеся условия для всестороннего образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Особенно о важным отмечается расширение возможностей получения каждым ребенком с особенными образовательными потребностями углубленных знаний, умений и навыков, необходимых для получения востребованной на рынке труда профессии, успешной социальной адаптации в обществе, будущей самостоятельной жизни. В тоже время необходимо дальнейшее развитие системы образования и технологий обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, расширение сети консультационных центров в муниципальных образованиях республики, служб оказания ранней помощи семьям с детьми, привлечение некоммерческих социально-ориентированных организаций к эффективному взаимодействию в части оказания адресной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи семьям.


Работа конференции продолжалась в течение всего дня на семи тематических площадках по различным направлениям:

1. Психолого-педагогические аспекты организации инклюзивного образования в системе общего образования.

2. ПрофТраектория: проблемы, опыт, решение.

3. Методическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью: основные тренды и вызовы.

4. Профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования.

5. Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью: опыт и взаимодействие.

6. Межведомственное взаимодействие. Круглый стол.

7. Инклюзивный потенциал учреждений дополнительного образования детей в социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.


Конференция проходит с целью открытого профессионально-педагогического обсуждения актуального состояния инклюзивного образования, выявления и распространения социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзивного образования, а также деятельности тьюторов/ассистентов в системе инклюзивного образования.




Made on
Tilda